Как убедить человека, что он общается с мошенниками. Советы от МВД России
. Важно избегать прямых обвиненийВ МВД рассказали, как убедить человека, что он общается с мошенниками

Попавшие под влияние мошенников люди находятся в состоянии повышенной тревоги, утрачивают критическую оценку ситуации и перестают доверять родным или правоохранителям. Близкие способны вывести из-под влияния мошенников. Как это сделать, сообщила пресс-служба Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России.
«Мошенники используют проверенные приемы социальной инженерии: давление срочностью, авторитетные роли, изоляцию, страх и стыд. В результате у жертвы развивается сочетание тревоги, снижения способности мыслить критически, а иногда и синдрома вербовки — когда человек начинает оправдывать агрессора», — отметили в пресс-службе.
Чтобы убедить человека, что он стал жертвой обмана, важно избегать прямых обвинений. Фразы вроде «тебя обманули» лишь вызывают сопротивление. Первой задачей должно стать ограничение контакта с мошенником и возвращение эмоционального контроля, пояснили специалисты.
Далее в МВД советуют говорить спокойно и уверенно, помогать человеку почувствовать безопасность. Стоит предложить совместно проверить факты и позвонить в банк по официальному номеру.
«Используйте неоспоримые доказательства: выписку со счета, скриншоты операций, данные от оператора. Их нельзя опровергнуть словами. Начните с малого: отмените одну операцию, заблокируйте карту, смените пароль. Это вернет человеку ощущение контроля», — отметили в ведомстве.
При сопротивлении рекомендуется задавать человеку вопросы — они помогают включить критическое мышление у жертвы: «Кто тебе это сказал? Ты сам им звонил? Покажи переписку».
Другой способ вывести человека из-под влияния мошенников — предложить эксперимент: «Хорошо, давай проверим. Я звоню в банк. Если все правда — действуем. Если нет — отменяем перевод».
Если жертва долго остается под воздействием мошенников или проявляет опасное поведение, например угрожает себе или другим, необходимо сразу вызвать экстренные службы. В тяжелых случаях МВД советует обращаться к кризисным психологам, которые помогут снять тревогу и скорректировать поведение.
Кому чаще всего звонят мошенники
Ранее аналитики сервиса «Защитник» от МТС описали портрет потенциальной жертвы мошенников. Главной целью аферистов являются россияне с доходом до 50 тыс. руб. — на них приходится 49,1% атак телефонных преступников. На долю граждан с заработком свыше 100 тыс. руб. выпадает лишь 11,3% звонков. Это указывает на то, что преступники рассчитывают на массовость и ориентируются на широкие слои населения, считают аналитики.
За последний год претерпел изменения и возрастной профиль потенциальных жертв мобильных аферистов. Если в 2024 году наиболее уязвимой группой были люди 35–44 лет (24,7%), то в 2025 году фокус сместился на категорию 45–54 года (19,4%). При этом пенсионеры остаются второй по величине группой риска, на которую приходится 18% атак, что требует повышенного внимания к защите пожилых людей. Пиковая активность мошенников фиксируется в середине недели, по средам (19,4% звонков), преимущественно в дневные часы с 12:00 до 18:00.
Мошенническая схема, направленная против пожилых людей
Аферисты предлагают потенциальной жертве вакансию помощника для пожилого человека, в обязанности которого входит покупка продуктов. Обсуждается перечень покупок, после чего гражданину приходит поддельное СМС-уведомление. Оно имитирует сообщение от банка о поступлении на счет значительной суммы средств. Это уведомление является фиктивным и направлено на то, чтобы создать у гражданина иллюзию проведенной финансовой операции и укрепить его доверие к «работодателю».
Затем под предлогом необходимости предоставления отчета о получении денег злоумышленник в ходе телефонного разговора настоятельно требует включить функцию демонстрации экрана мобильного устройства для «подтверждения чека». В процессе демонстрации экрана злоумышленник визуально получает конфиденциальную информацию для авторизации в банковских системах (пароли, коды доступа, push-уведомления).













