Почти 100% россиян сталкивались с мошенничеством за последний год

. Аферисты ищут подход к каждой потенциальной жертве обмана

НАФИ: 94% опрошенных россиян сталкивались с мошенничеством за последний год

Обновлено 18 июня 2025, 07:31
Почти 100% россиян сталкивались с мошенничеством за последний год
Фото: Яна Мордвинцева / РБК

Абсолютное большинство опрошенных россиян (94%) сталкивались с мошенничеством за последний год, за минувшие три года доля тех, кого пытались обмануть, возросла на 3 п.п. Об этом говорят результаты исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ и компанией «Ингосстрах». Результаты опроса имеются в распоряжении РБК Life.

Всероссийский опрос был проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2025 года. В ходе исследования были опрошены 1,6 тыс. человек старше 18 лет из всех регионов России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население России по полу, возрасту, географии и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Чаще сталкивались с попытками мошенничества опрошенные старше 60 лет (98%), работающие учащиеся и студенты (99%), а также те, кто занят домашним хозяйством или находится в декретном отпуске (97%). Опрос также отразил, что не сталкивались с мошенниками за последний год только 6% россиян.

Методы обмана становятся все разнообразнее. Если в 2022 году в среднем россияне сталкивались с тремя видами мошенничества, то в 2025-м — уже с четырьмя. Средняя сумма финансовых потерь от мошеннических действий составила около 5 тыс. руб.

Наиболее распространенные схемы: звонки от «сотрудников банка» или «правоохранительных органов» (73%), предложения заработать на «инвестициях» (62%), уведомления о подтверждении банковских операций (54%), а также сообщения с вирусами и вредоносными ссылками (52%).

Представители старшего поколения и работающие пенсионеры чаще сталкиваются со звонками из «банка» или «органов». Молодых людей 25–34 лет и тех, кто в настоящее время не работает, чаще атакуют мошенники, предлагающие заработать на инвестициях. Студенты и работающие учащиеся чаще других получают сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки.

«Повышение финансовой и цифровой грамотности, а также системная профилактика — ключ к снижению потерь. Поэтому финансовым организациям и компаниям из других сфер важно уделять внимание предупреждению: информировать клиентов о рисках, о типичных признаках мошенничества, регулярно напоминать о правилах безопасного поведения», — сказала Гузелия Имаева, генеральный директор аналитического центра НАФИ.

Марина Тришина, директор по развитию НПФ «Социум», отметила, что стать жертвой мошенников может как пенсионер, так и молодой человек. Поэтому крайне важно помнить об основных правилах: не спешить, перепроверять информацию, советоваться с близкими.

Ранее Игорь Ляпунов, глава ГК «Солар», назвал главную киберугрозу 2025 года — звонки мошенников в мессенджерах. «Вот в субботу мне поступил звонок через WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). Неизвестный номер, но аватарка — как у моей мамы», — привел пример Ляпунов.

Подобным атакам сложно противостоять, при блокировке WhatsApp и Telegram преступники будут звонить через другой мессенджер. Ляпунов считает, что здесь необходимы комплексные меры: защита личных данных, киберграмотность, защита платформ, через которые поступают звонки, коммуникации с пользователем, а также контроль финансовых операций.

Поделиться
Авторы
Теги