Кто есть кто в киноромане «Хроники русской революции». Гид по персонажам
. Кого сыграли Высоцкая, Борисов, Ткачук, Ефремов и Лерман
Михаил Прохоров (Юра Борисов), Ариадна Славина (Юлия Высоцкая), Николай II (Никита Ефремов)
Великие изменения в истории любой страны складываются из множества значимых и на первый взгляд незначительных событий — этому посвящен грандиозный кинороман Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», первые серии которого вышли в онлайн-кинотеатре Start 10 октября. Масштабная сага охватила около 20 лет, от начала революции 1905 года до смерти Ленина в 1924 году.
За первую неделю проект стал одной из самых обсуждаемых тем в Сети: о проекте дискутируют на разных уровнях, многие мнения полярны, но неоспоримо одно: «Хроники русской революции» стали определенным культурным феноменом.
РБК Life собрал путеводитель по основным персонажам сериала, который поможет сориентироваться в мире Кончаловского.
Михаил Прохоров (Юра Борисов)
Юра Борисов
Михаил Прохоров
Действие сериала разворачивается вокруг четверых героев — не реально существовавших личностей, а, по задумке режиссера, собирательных характеров эпохи. Каждый из них представляет разный тип людей, затронутых революцией, зачастую вдохновленных ею и уничтоженных ею же. Михаил Прохоров стал одним из них, своеобразным резонером аудитории, которая попадает в самую гущу исторических событий.
Персонаж Юры Борисова — офицер, в самом начале сериала поступающий в особое охранное отделение Николая II. Именно ему поручено разыскать исполнителей террора, направленного на свержение власти. Вне службы во благо страны Михаила будто бы не существует: у Прохорова нет ни семьи, ни близких друзей. Его взаимодействие с окружающими обусловлено лишь профессией, взгляд на мир — идеалами империи.
Предательство в нестабильные годы революции становится обыденностью, а шпионов в рядах сослуживцев становится больше, чем честных коллег, но Прохорову удается сохранить преданность своей стране. Благодаря этому — и, возможно, приятному виду и манерам офицера — начальство относится к Михаилу благосклонно. Замечают его и женщины, вне зависимости от разницы в социальном положении. И все же, по словам Юры Борисова, его герой не умеет ни любить, ни дружить — только служить. Поэтому в хаосе наступившей эпохи Прохоров совершенно не понимает, что ему делать.
Хотя реального прототипа у офицера нет, вдохновением для создателей сериала послужила старая фотография.
Ариадна Славина (Юлия Высоцкая)
Ариадна Славина (Юлия Высоцкая)
«Это нечеловеческое существо. Оно убьет вашу наивную душу в первый месяц», — так описывает Ариадну один из персонажей сериала. Доля правды в этом есть: героиня в исполнении Юлии Высоцкой чрезвычайно опасна для людей, которые с ней связываются. Славина лжет, не отводя взгляда, тонко чувствует чужие слабости и наряду с этим принимает безрассудно смелые решения, будь то провоз взрывного устройства на собственном теле или страстные отношения сразу с несколькими любовниками.
Образ Славиной вобрал в себя все черты эпохи, в которой она существует. У Ариадны, с одной стороны, есть черты баронессы Будберг — железной женщины, серьезной, очень интересной и глубокой, работавшей одновременно на три разведки. У нее, как у большинства женщин Серебряного века, была масса любовных связей, среди них — Горький и Уэллс. А с другой стороны, черты женщины, в которую был влюблен совсем юный Блок. И что-то от Тимоши Пешковой, жены сына Горького. И от дочери великого композитора Александра Николаевича Скрябина Ариадны, которая уже в 14 лет пила водку и курила папиросы, была настоящей эмансипе.
«Когда такой характер ложится на эту эпоху и на эти события, происходит взрыв. У меня ощущение, что такая героиня нужна в этой истории, чтобы как-то уравновесить локомотив происходящих событий каким-то живым, эмоциональным ядром. Наверное, Ариадна — самое чувственное, что есть в этой истории», — объясняет исполнительница роли, заслуженная артистка России Юлия Высоцкая.
Лютер (Александр Мизёв)
Лютер (Александр Мизёв)
Сильная история о человеческой природе не обойдется без своей версии Мефистофеля — в «Хрониках русской революции» им стал Лютер, член боевой группы Российской социал-демократической рабочей партии. Кровавый след тянется за ним непрерывно, как и положено главному стороннику террора. Лютер готов остановить насилие с помощью еще большего насилия, добиться политических целей любой ценой. Не зря Славина обзывает его «механической куклой», замечая в этом человеке полное отсутствие чувств и привязанностей.
Исполнитель роли Александр Мизёв, несмотря на разрушительную силу своего героя, не видит его ни хорошим, ни плохим. Лютер в его прочтении постоянно ищет стабильности, проверяет на прочность друзей, врагов и соратников.
Источниками вдохновения для образа Лютера стали революционер Александр Ротенберг и писатель Сергей Мстиславский, член левоэсеровского ЦК. Но гораздо больше Александр Мизёв черпал из самого сценария, который привел его в восторг своими объемными персонажами. Хотя запоминать и играть некоторые сцены для артиста было испытанием из-за большого количества исторических деталей, имен и политических определений.
«Нигде я не учил столько текста, сколько у Андрея Сергеевича. Я иногда просыпался просто в какой-то момент, вне смены вообще, смотрел на сценарий, крестился и шел обратно спать. Бывало, что вроде вчера ты знал все слова наизусть, а утром понимаешь, что путаешь левых эсеров с большевиками», — признается Мизёв.
Владимир Ленин (Евгений Ткачук)
Владимир Ленин (Евгений Ткачук)
Владимир Ленин (Евгений Ткачук)
Владимир Ильич Ленин — фигура, воплощенная на экране множество раз. Революционер, теоретик марксизма, руководитель РСДРП (б) — Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Лидер Октябрьской революции 1917 года. Создатель первого в мире социалистического государства — СССР. Партийная кличка — Старик.
Важным аспектом для режиссера Андрея Кончаловского при создании проекта была эмпатия — попытка понять и прочувствовать исторических личностей, которые вершили судьбы в прошлом веке. Известные имена из хроник и научных трудов должны были превратиться, по словам автора, в живых людей «со слабостями, с невыносимыми какими-то претензиями, с надеждами». Для этого одного портретного сходства оказалось недостаточно. Долгие поиски в конце концов свели команду «Хроник русской революции» с Евгением Ткачуком.
«У нас был забавный случай (на съемках. — РБК Life). Мы снимали редакцию газеты, там была массовка, которая не знала, что сейчас в кадре появится Ленин. И когда вдруг они увидели, что по коридору идет Владимир Ильич, у них был ступор. Одна из девушек потом сказала: «Мне показалось, что это просто какая-то реинкарнация, что это реальный Ленин. Я боялась на него смотреть. А когда смотрела, у меня просто мурашки были по всему телу», — делится кастинг-директор Элина Терняева.
Совпасть с настолько задокументированной личностью нужно было и энергетически, и физически. Ткачук читал книгу Льва Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», занимался с тренерами по речи и пластике, чтобы воспроизвести специфическую манеру разговора и даже походку вождя.
Николай II (Никита Ефремов)
Николай II (Никита Ефремов)
Николай II (Никита Ефремов)
Андрей Кончаловский описывал работу над еще одним ярким историческим персонажем так: «Мне были очень важны литературные воспоминания, свидетельства того, как говорил царь, что он говорил? «Должен признаться, что я совершенно не знаю мой народ» — это же очень серьезное заявление».
Никита Ефремов, выбранный на роль в том числе по удивительному внешнему сходству с императором Николаем II, согласился участвовать в проекте из-за уникального режиссерского видения. Перед зрителями «Хроник русской революции» последний император предстанет уставшим и запутавшимся человеком, в какой-то степени предчувствующим свою смерть. Недовольство народа для него не новость — как и хаос, творящийся среди его подчиненных и родственников.
Иосиф Сталин (Тимофей Окроев)
Иосиф Сталин (Тимофей Окроев)
Иосифа Джугашвили, с юности погрузившегося в революционную борьбу, в ближнем круге называли Коба, а в историю он вошел как Сталин. Но в «Хрониках русской революции» его герой отличается от привычного образа, знакомого нам по многочисленным картинам и мозаикам в стиле соцреализма.
«Мой персонаж проживает не все 20 лет, о которых идет речь в сериале: он появляется в 1917 году и далее уже существует в кадре до конца, до последней серии. Конечно, очень помогал Андрей Сергеевич, да и сценарий задавал какие-то правила существования образа, динамики его развития. Поначалу в Сталине больше какой-то легкости, более открытый темперамент, но с течением времени этот темперамент прячется, и ближе к концу уже идут сцены, которые больше его внутреннюю суть раскрывают», — рассказывает о своем герое исполнитель роли Тимофей Окроев.
Поиски актера были сложными, и Окроев признается, что до конца съемок боялся — ему найдут замену. Однако Андрею Кончаловскому нужен был именно созданный артистом образ: молодой, несдержанный, эмоциональный Сталин, которым его не привыкли видеть. Еще более интересным будет противопоставление двух будущих вождей на экране.
Матильда Кшесинская (Ольга Лерман)
Матильда Кшесинская (Ольга Лерман)
Известная танцовщица, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская в исполнении актрисы Ольги Лерман сильно отличается от наивного романтического образа, которым ее изображали в другом кино. Ее балерина гораздо старше и опытнее: она уже пережила расставание с наследником престола, получила лавры на сцене, но по-прежнему известна своими связями с людьми во власти. Влияние Кшесинской на политическое положение в империи удивительно велико — и службе разведки непременно придется с ней столкнуться.
Мария Андреева (Мария Шумакова)
Мария Андреева (Мария Шумакова)
Мария Андреева (Мария Шумакова)
Значительный вклад женщин в успех революции особенно подчеркивается сериалом. Например, народный писатель Максим Горький сблизился с социал-демократами благодаря актрисе Московского Художественного театра — Марии Андреевой. Умная, темпераментная, волевая артистка прониклась идеями марксизма, и ее пример оказался заразительным для возлюбленного. Роль гражданской жены и идейной вдохновительницы Горького сыграла тезка актрисы, Мария Шумакова.
Владимир Маяковский (Петр Рыков)
Владимир Маяковский (Петр Рыков)
Пламенные стихи, горящий взгляд, бурлящая страстями личная жизнь и громкие лозунги — все элементы образа Владимира Владимировича Маяковского нашли отражение в проекте. Великий поэт Серебряного века в исполнении Петра Рыкова появится плечом к плечу с Лилей Брик ненадолго, но успеет остаться в памяти зрителей.
Алексей Тихомиров (Никита Каратаев)
Алексей Тихомиров (Никита Каратаев)
Еще один образ, созданный специально под нарратив сериала. Блестящий пианист, единственный сын аристократической семьи, Алексей подает большие надежды: его ждет мировая слава. Идеалист, далекий от реальной жизни, он захвачен мечтой о вечной любви и великих потрясениях, которые изменят мир. Безумный роман Тихомирова с экстравагантной авантюристкой Ариадной приводит его в революционную подпольную боевую группу и в корне меняет его жизнь.
«У Алексея прототипом мог бы быть Александр Скрябин — композитор, такой нервный, по словам его современников. Или, если бы у Гиппиус был сын, то это был бы он. Это такой человек — не касающийся земли, на которых история производит разрушительное влияние. Эта интеллигенция могла очень лихо кинуться в революцию и идти до предела в этом, работать в ЧК, расстреливать, уходить все дальше и дальше от представления о том, чему они служат», — поясняет Андрей Кончаловский.
Тихомиров значительно моложе других главных героев, и его наивный, пылкий взгляд на мир постоянно ставит юношу в опасное положение. С другой стороны, характер Алексея меняется по мере развития сериала едва ли не сильнее всего. Актер Малого драматического театра Никита Каратаев рассказывал, что испытал к своему герою весь спектр эмоций, от любви до отвращения.
Неотъемлемая часть образа Тихомирова — его музыкальный талант — далась Каратаеву легко. Актер сам окончил музыкальную школу, и после первой же смены стало ясно, что дублер для сцен с фортепиано ему не понадобится. По признанию артиста, гораздо более тяжелыми оказались другие технические моменты — например, держать во рту сырое яйцо в сцене, где его персонажа должно стошнить.
Иван Федорович Манасевич-Мануйлов (Дмитрий Костяев)
Дмитрий Костяев
Иван Федорович Манасевич-Мануйлов
«Опасная тварь» — описание, которое дал Ивану Манасевичу-Мануйлову пианист Алексей Тихомиров, и это отношение легко понять. Этот человек совершенно не интересуется идеологией и не имеет принципов, зато выжимает все из нестабильной политической обстановки в стране. Манасевич работает журналистом и чиновником особых поручений в совете министров, но на деле он даже не двойной, а тройной агент, подыгрывающий одновременно всем сторонам запутанной борьбы за власть в рушащейся империи. Такие характеры встречаются в любую эпоху и в любом обществе — их презирают, но без них не обойтись.
Александр Парвус (Алексей Колубков)
Александр Парвус
Алексей Колубков
Алексей Колубков
Еще один скользкий продукт непростой эпохи, рассматривающий всю политическую деятельность исключительно через призму бизнеса. У Александра Парвуса есть главный ресурс, нужный большевикам, — деньги. На заре революции он искренне поддерживал идеи социал-демократического движения, но эмиграция внесла свои коррективы. Во время восстания в России Парвус готов решать любые проблемы на пути партии, только его помощь будет иметь высокую цену.
Надежда Крупская (Наталья Самсонова)
Надежда Крупская (Наталья Самсонова)
Образованная, независимая и страстно увлеченная марксизмом Надежда Крупская познакомилась с мужем на заседаниях революционного кружка. Так она стала соратницей Владимира Ленина и его главной опорой, особенно после вынужденной эмиграции. Крупская писала манифесты и боролась за права женщин и в России, и за рубежом, но в сериале особый акцент сделан на ее терпении и безусловном понимании между супругами.











































