Банки начали ограничивать выдачу наличных для борьбы с мошенниками

. Выдачу ограничат до ₽50 тыс. в сутки

С 1 сентября банки начали ограничивать выдачу наличных для борьбы с мошенниками

Обновлено 01 сентября 2025, 08:12

С 1 сентября в России вступил в силу закон, по которому банки перед выдачей наличных клиенту будут обязаны провести проверку на наличие «признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента». Соответствующий закон № 41-ФЗ был подписан президентом 1 апреля 2025 года.

«Кредитная организация, предоставившая клиенту платежную карту, до выдачи наличных денежных средств с банковских счетов клиента с использованием банкоматов обязана осуществить проверку на наличие признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов, — говорится в нормативном акте.

Признаки выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте.

ЦБ определил девять признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации. Среди них:

  1. Нехарактерное для снятия наличных время суток.
  2. Нетипичная сумма.
  3. Нетипичное местонахождение банкомата.
  4. Запрос на выдачу средств несвойственным клиенту способом, например не с карты, а по QR-коду или цифровой (виртуальной) карте.
  5. Наличие у кредитной организации информации, что как минимум за 6 часов до операции у человека изменилась активность телефонных разговоров, выросло количество СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
  6. Попытка снять деньги в течение 24 часов после оформления кредита (займа).
  7. Увеличение лимита на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте.
  8. Перевод на свой счет более 200 тыс. руб. по СБП со своего счета в другом банке либо досрочно закрывает вклад на аналогичную сумму.
  9. Смена номера телефона для авторизации в интернет-банке, получение информации (в том числе от операторов связи) о том, что изменились характеристики телефона, с помощью которого клиент снимает деньги, или наличие на его устройстве вредоносных программ.

Если операция соответствует хотя бы одному из критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту и на 48 часов установит лимит на выдачу наличных в банкомате — до 50 тыс. руб. в сутки. «За это время человек, который находится под воздействием злоумышленников, может одуматься и отказаться от снятия наличных и их передачи мошенникам», — сообщали в ЦБ.

Снять более крупную сумму в этот период получится лишь в отделении банка. Способ информирования предусмотрен договором клиента с банком — это СМС-сообщение или пуш-уведомление.

Сообщается, что с апреля по июнь банки России предотвратили хищение 3,4 трлн руб. Попыток мошеннических атак было в 1,5 раза больше, чем в среднем за предшествующие четыре квартала.

Также ЦБ опубликовал гайд, как сразу распознать телефонных мошенников. Сотрудники банка не звонят и не пишут людям в мессенджерах. Если «сотрудник» предлагает решить финансовый вопрос по телефону, это верный признак того, что на другом конце трубки находится аферист. Полицейские могут лишь пригласить человека в отделение, а портал «Госуслуги» никогда не звонит гражданам по телефону. Также правоохранительные органы и ведомства никогда не переключают друг на друга.

Российские банки во втором квартале 2025 года отразили 38,7 млн попыток совершения мошеннических операций, что в 1,5 раза больше, чем в среднем за предшествующие четыре квартала.

«В апреле—июне 2025 года банки отразили 38,7 млн попыток совершения мошеннических операций, что в 1,5 раза больше, чем в среднем за предшествующие четыре квартала. Кредитные организации предотвратили хищение средств клиентов на сумму 3,4 трлн рублей», — сказано в отчете.

Мошенники во втором квартале совершили 273,1 тыс. мошеннических операций на общую сумму 6,3 млрд руб. Количество таких переводов и размер ущерба сократились на 8,9 и 15,9% по сравнению со средними значениями за последние четыре квартала. Данные о хищениях формируются на основе обращений в банки пострадавших граждан.

ЦБ инициировал блокировку 20,2 тыс. телефонных номеров злоумышленников, а также 13,4 тыс. мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях.

Поделиться