Детский омбудсмен предложила развивать систему коррекционных школ

. Также Мишонова призвала увеличивать количество тьюторов

Омбудсмен Мишонова предложила развивать систему коррекционных школ в России

Обновлено 08 сентября 2025, 09:00
Детский омбудсмен предложила развивать систему коррекционных школ
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock / FOTODOM

Система коррекционных (специальных) школ, которая была в Советском Союзе, была бы востребована и сейчас, считает уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. В интервью РБК Life она пояснила, что родителям важно дать возможность выбора учебного заведения для своего ребенка.

«Система коррекционных школ была в Советском Союзе. Сейчас она была бы очень востребована. У нас школа «Школа равных возможностей» на тысячу мест в Химках, она муниципальная, ее построил и оплачивает муниципалитет. И есть очередь. Это направление может и должно тоже развиваться. Опять же, нарратив такой, чтобы была доступная среда везде, а у родителей был выбор, учиться их ребенку в обычной школе или в специализированной», — считает омбудсмен.

Мишонова рассказала, что если есть потребность в коррекционном классе в обычной школе, то руководство образовательного заведения и местные власти идут навстречу и открывают его.

«После первого или второго года обучения уже понятно, кто из детишек может остаться в этом коррекционном классе, а кто может прийти в обычный класс», — добавила она.

При этом, по словам уполномоченного, основная проблема инклюзии, которую хотелось бы решить, — это институт тьюторства.

«Таким детям тьютор нужен. Если говорить по-русски, это помощник учителя, который помогает ребенку с особенностями здоровья, с особенностями развития добиваться успехов и учиться, проходить школьную программу. Тьютор нужен в классе, с определенным образованием», — уточнила она.

По словам Мишоновой, распространена практика, когда тьюторами становятся мамы детей с особенностями развития. Они занимаются с учеником по адаптированной под его потребности и особенности программе. Однако остается проблема с неравномерной системой оплаты труда этих специалистов в образовательных учреждениях.

Ответы на вопросы о школьном буллинге, инклюзивном образовании, а также о правах и обязанностях детей — в интервью РБК Life с уполномоченным по правам ребенка в Московской области Ксенией Мишоновой.

Поделиться