Россияне смогут пожаловаться на мошенников в банковских приложениях

. Для этого появится специальная кнопка

С 1 октября россияне смогут пожаловаться на мошенников в банковских приложениях

Обновлено 24 сентября 2025, 14:37
Россияне смогут пожаловаться на мошенников в банковских приложениях
Фото: Meteoritka / Shutterstock / FOTODOM

С 1 октября в банковских приложениях появится функция, которая позволит сообщать банку о подозрительных операциях, совершенных без ведома клиента. Центробанк назвал это «спецкнопкой для пострадавших от мошенников», сообщает РБК. Она появится в приложениях системно значимых кредитных организаций, сейчас в этот список входит 13 банков.

Спецкнопка обеспечит «прием заявлений клиентов — физических лиц о каждом случае совершения операций без согласия или с согласием клиента, полученным под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием». На основании этого заявления должна быть сформирована справка о каждой операции.

В документе должны быть указаны банк, Ф.И.О. и данные клиента, данные об операции (номера счетов и карт, номера и адреса банкоматов), сведения о получателе (номера счетов и карт и способы получения), сумма операции, валюта операции, дата и время операции. В дальнейшем эта справка понадобится для обращения в полицию, уточнили в ЦБ.

Кроме того, банки должны будут обеспечить возможность приема заявлений от клиентов при помощи банкоматов или «иных технических устройств», говорится в указании ЦБ.

С 1 августа 2025 года кредитная организация обязана ограничить выдачу наличных до 100 тыс. руб. в месяц, если от Банка России поступит информация о случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Кроме того, с 1 сентября в России вступил в силу закон, по которому банки перед выдачей наличных клиенту будут обязаны провести проверку на наличие «признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента».

Признаки выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте. ЦБ определил девять признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации. Среди них:

  • нехарактерное для снятия наличных время суток;
  • нетипичная сумма;
  • нетипичное местонахождение банкомата;
  • запрос на выдачу средств не свойственным клиенту способом, например не с карты, а по QR-коду или цифровой (виртуальной) карте;
  • наличие у кредитной организации информации, что как минимум за 6 часов до операции у человека изменилась активность телефонных разговоров, выросло количество СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах;
  • попытка снять деньги в течение 24 часов после оформления кредита (займа);
  • увеличение лимита на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте;
  • перевод на свой счет более 200 тыс. руб. по СБП со своего счета в другом банке либо досрочно закрывает вклад на аналогичную сумму;
  • смена номера телефона для авторизации в интернет-банке, получение информации (в том числе от операторов связи) о том, что изменились характеристики телефона, с помощью которого клиент снимает деньги, или наличие на его устройстве вредоносных программ.

Если операция соответствует хотя бы одному из критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту и на 48 часов установит лимит на выдачу наличных в банкомате — до 50 тыс. руб. в сутки, а снять более крупную сумму получится только в отделении банка.

Поделиться
Авторы
Теги