«Важна связь с жизнью»: учитель года Леонид Дедюха — о физике для лириков

. Как сдать ЕГЭ на 100 баллов и почему нельзя отказываться от домашки

«Учитель года» Дедюха: 100 баллов на ЕГЭ берут в основном ребята опытом Олимпиад

Обновлено 19 сентября 2025, 06:14
«Важна связь с жизнью»: учитель года Леонид Дедюха — о физике для лириков
Фото: Личный архив Леонида Дедюхи

Леонид Дедюха — учитель физики Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года России-2024». За годы педагогической карьеры прошел путь от молодого специалиста до признанного наставника и профессионала. В преподавании Леонид Анатольевич сочетает традиционные и современные подходы и особое внимание уделяет тому, как физика — и точные науки в целом — связаны с жизнью каждого ученика.

В интервью РБК Life он поделился взглядом на ключевые вызовы современной школы: как правильно использовать искусственный интеллект, зачем Минпросвещения ограничивает объем домашних заданий, как сдать ЕГЭ на 100 баллов, как помочь подростку определиться с будущей профессией и, наконец, как гуманитарию открыть для себя красоту физики и полюбить этот предмет.

Почему именно физика и что привело вас к учительству?

— Мой выбор стать учителем физики не был случайным. Еще в школе я начал осознавать, что мне нравится объяснять окружающим то, что мне самому интересно. Это как в детстве, когда ты смотришь увлекательный фильм, тебе хочется поделиться своими впечатлениями со всеми.

Физика для меня — это не просто наука, это способ увидеть красоту мира и гармонию природы. Когда я стал работать учителем, я понял, что многие физические законы можно применить и к человеку. Человек — это ведь тоже система, подчиняющаяся определенным законам. У каждого есть свои установки, свои убеждения, и без них он просто «рассыплется». Так же и окружающий мир, который не будет существовать без своих фундаментальных законов.

Почему вы решили посвятить себя школе, а не продолжить научную карьеру?

— На самом деле было много разных увлечений и метаний. Сначала я больше увлекался математикой. В математике все точно: два плюс два — четыре. Но потом моя учительница физики Валентина Ивановна Моисеенко показала опыт с расширением тел: шар нагревают, и он уже не проходит сквозь металлическое кольцо. Для меня это было просто магией! И мне сразу захотелось понять, как это работает.

Когда я учился в университете, была возможность продолжить научную деятельность. Но мне не хотелось просто сидеть в лаборатории. Это, конечно, интересно, но я всегда стремился что-то передать, что-то объяснить другим. А школьники — они как раз те, кому можно и нужно показывать, насколько удивителен этот мир.

До восьмого класса я учился в школе поселка Сибирский Купинского района Новосибирской области, но потом с родителями переехал в другой район. В деревне, куда переехали, школы не было. Поэтому с девятого класса я учился в палецкой школе Баганского района, а жил во время учебы в пришкольном интернате. По понедельникам школьный автобус увозил нас в интернат, а в субботу мы возвращались домой. После школы я поступил в Новосибирский государственный педагогический университет. Там я проучился четыре года, закончил бакалавриат, потом год отслужил в армии. Вернувшись, начал работать учителем физики в новосибирской гимназии № 11 «Гармония».

В гимназии я участвовал в конкурсе «Педагогический дебют» как молодой учитель. Мне очень повезло: рядом оказались опытные наставники — Лариса Васильевна Львова и Лариса Леонидовна Ерёмич. Они взяли меня под свое крыло, учили не только тонкостям преподавания физики, но и тому, как находить подход к детям. Благодаря мудрому наставнику и другу Ольге Геннадьевне Косиненко сначала одержал победу в региональном этапе, а затем и во всероссийском, который проходил в Москве в 2016 году.

Абсолютных победителей конкурса пригласили на стажировку в Санкт-Петербург. Среди них оказался и я. Там я познакомился с лучшими образовательными учреждениями города. Именно так я попал в 56-ю гимназию, когда ее директором была Майя Борисовна Пильдес. Она предложила мне работу. Сначала я не соглашался: все-таки меня ждали дома. Но приехал, посмотрел, и решение пришло само собой.

Я подумал тогда: стоит попробовать. Если не получится — всегда можно вернуться, а если не попробую, то потом буду жалеть всю жизнь. В итоге я воспользовался этим шансом.

Потом, работая в 56-й гимназии, я уже набрался опыта и дальше рос в профессиональном плане. Победа в конкурсе «Педагогический дебют» стала большим достижением и для меня, и для всего региона. Но вместе с этим меня стали все чаще привлекать к разным мероприятиям, и в какой-то момент я понял, что не могу вести уроки и готовиться к ним так, как мне бы хотелось. Наверное, именно тогда появилось желание немного отойти от всей этой публичной активности.

Как дальше складывался ваш профессиональный путь, чему вас научила работа в петербургской гимназии?

— В 56-й гимназии обо мне еще никто не знал, и это давало возможность спокойно устроиться, спокойно работать. Тогда мне действительно хотелось «повариться в собственном соку» — просто поработать, хорошо готовиться к урокам.

Можно посмотреть много мастер-классов, можно общаться с уникальными людьми, и это все ценно. Но мне кажется, что больше всего профессионально вырастить меня позволила именно обычная плодотворная работа: качественная подготовка к урокам, работа с разными детьми — и с одаренными ребятами, и с теми, кому учеба дается тяжело.

Учить детей прилежных и мотивированных здорово, но в этом случае ты не растешь как педагог. Настоящие интересные приемы и увлекательные находки рождаются именно тогда, когда работаешь с детьми, которым преподавать физику непросто. Вот именно с ними приходится искать дополнительные рычаги, ассоциации, необычные способы объяснения.

Поэтому мне и нужно было какое-то время просто спокойно поработать. Потом уже можно сравнивать свой опыт, обогащать его. Это не значит, что полностью отгораживаешься от коллег и новых идей, но важно еще и самому пройти путь, чтобы появился настоящий, осознанный опыт работы.

Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года-2024»?

— К моменту, когда я решил принять участие в конкурсе, прошло уже достаточно много времени после победы в «Педагогическом дебюте». За это время я набрался опыта, стал классным руководителем и у меня уже был хороший профессиональный багаж. Но все равно возникали вопросы, насколько я вообще состоялся в профессии, где мое место.

Я считаю, что если человек думает, будто он уже суперкрутой, что у него все получается и все идеально, то в этот момент он перестает быть профессионалом. И наверное, именно поэтому я почувствовал, что участие в конкурсе станет для меня проверкой — смогу ли я расти дальше, идти вперед.

У каждого есть свои особенности. У меня это постоянное чувство сомнений, внутреннего терзания: той ли дорогой я иду, все ли делаю правильно. В какой-то момент мне даже показалось, что я потерял вдохновение — будто забыл, зачем вообще иду в школу. Наверное, нужна была какая-то встряска. За годы работы у меня накопились свои мысли и подходы, но хотелось понять, насколько они совпадают с тем, что происходит в педагогическом сообществе России.

Я мысленно был готов принять участие в каком-то проекте. Сначала я участвовал в конкурсе «Открывая страну», где неожиданно получил Гран-при и выступил в Москве на ВДНХ. И там организаторы сказали мне: «Вам нужно участвовать в конкурсе «Учитель года».

Я поделился этой новостью с руководством, и чуть позже состоялся разговор с директором школы Сергеем Владиленовичем Даниловым и моим наставником Екатериной Дмитриевной Тенютиной, мне предложили попробовать. Конечно, я обрадовался, но еще решил посоветоваться с ребятами. В тот момент у меня был прекрасный десятый класс, первый год я был у них классным руководителем. Объяснил, что участие в конкурсе потребует времени, меня какое-то время не будет рядом, а ведь у них впереди выпускной одиннадцатый класс. И самое интересное, ребята меня поддержали. Сказали: «Мы будем только рады. Подумайте и о себе тоже». Когда я почувствовал поддержку детей, родителей, коллег, стало ясно: нужно участвовать.

Как проходила ваша подготовка к конкурсу? Что оказалось самым важным в этом опыте и что, на ваш взгляд, помогло вам одержать победу?

— Подготовка была сложной. Долго можно рассказывать, что именно мы делали, но когда я уже принял решение участвовать, дороги назад не было. Значит, нужно выкладываться по максимуму. Я так привык: если уж трачу на что-то время, то ничего не делаю вполсилы. Поэтому, когда мы готовились к региональному конкурсу «Учитель года», это было общее дело — не только мое, но и всей гимназии, да и города тоже. К некоторым испытаниям мы готовились вместе с физико-математическим лицеем № 239, помогало и Академическое педагогическое объединение, и в целом все педагогическое сообщество Санкт-Петербурга.

Работа была проделана колоссальная. Девиз простой: «Делай, что должен, и будь что будет». При этом я понимал: конкурс есть конкурс, у него есть свои правила и рамки. И если хочешь победить, важно понимать, насколько эти рамки совпадают с тобой. Но вместе с тем нужно оставаться человеком, не предавать свои идеалы. Для меня было важно быть честным: ведь после конкурса я возвращаюсь в школу, где меня встречают дети. Они видят мои выступления, переживают, поддерживают. И было бы странно, если бы на сцене я говорил одно, а в жизни показывал другое.

Что именно обеспечило победу, я до конца, наверное, и сам не могу сказать. Победа в таком конкурсе — это всегда результат множества факторов. Конечно, огромную роль сыграла подготовка в команде гимназии № 56, но не меньше — накопленный опыт: и первые шаги в Новосибирске, и поддержка коллег, и все, что помогало становиться профессионалом. Ну и, наверное, звезды в тот момент сошлись правильно.

Как коллеги и дети отреагировали на вашу победу?

— Дети поздравляли, коллеги тоже, атмосфера была невероятно теплая. Отдельно хочу сказать о своем наставнике Екатерине Дмитриевне. Она поддерживала меня на протяжении всего конкурса и, наверное, стала моим главным «победоносцем». По сути, она была для меня и персональным тренером, и другом. Вместе мы продумывали, как правильно выстроить работу с прессой, ведь до конкурса о тебе знают немногие, а потом вдруг раз — и о тебе говорят все.

И конечно, сам момент награждения. Когда на сцене Кремлевского дворца я произнес речь и весь зал встал, аплодировал, это было ощущение чего-то абсолютно нереального. Такое не забывается.

Что изменилось для вас после конкурса и как вы справлялись с новой ответственностью?

— После конкурса хотелось побыть одному: все хотели сфотографироваться, поздравить, но для меня в тот момент было важнее другое — я сразу отправил сообщение родителям и своим ребятам. Меня ждали дети. Я не был с ними почти месяц и мечтал закрыть дверь класса и просто побыть вместе. Так мы и сделали.

Ребята подготовили для меня сюрприз: выбрали самые интересные фотографии, оформили стену, украсили класс шарами. Коллеги тоже радовались и поздравляли. Они прекрасно понимали, какой это труд и какой путь пришлось пройти. Никто не говорил, что победа далась легко. Они видели меня весь год, видели усталые глаза — ведь подготовка началась еще в феврале, с регионального этапа, и продолжалась без перерыва. В марте он закончился, но отдыха не было: даже не зная, что пройду дальше, я уже готовился к российскому этапу. И летом, по сути, тоже не было передышки — только одна неделя.

Я всегда стараюсь делать все по максимуму. Думаю так: если участвуешь и не достигаешь результата, но знаешь, что сделал все возможное, обиды нет. А вот если не получилось потому, что сам что-то недоделал, вот тогда действительно обидно.

Во время конкурсных испытаний я так себя настраивал: провел урок — хорошо, потом педагогическое интервью — тоже хорошо. Я не знал, пройду ли дальше, но давал себе немного передохнуть — полчаса, час — и сразу готовился к следующему испытанию. Независимо от результата я не теряю время.

После конкурса ты возвращаешься очень опустошенным. Это серьезное испытание. Наверное, такие конкурсы и нужны для того, чтобы выбрать человека с определенной выдержкой. Ведь после победы появляются новые обязательства: работа в качестве советника министра просвещения на общественных началах, участие в региональных образовательных форумах и многих других мероприятиях. А для этого нужны силы.

Интересно, что время, когда ты одновременно и обычный учитель, и учитель года, очень короткое — всего месяц. Ребята, коллеги видят тебя на сцене, слышат твои выступления, ждут, что ты приедешь и будешь вести уроки как-то по-особенному. А ты возвращаешься абсолютно уставший, опустошенный и думаешь только о том, чтобы провести урок хотя бы как раньше.

Постепенно пришло время, когда стало немного легче. Я по-прежнему участвовал в разных активностях — это почетно, приятно, но вместе с тем это огромная ответственность. Кажется, что у тебя больше нет права на ошибку.

В тот год у меня был одиннадцатый класс. Эти ребята еще в десятом благословили меня на участие в конкурсе, и я понимал: их нужно достойно выучить и подготовить к выпуску. У них были экзамены, ЕГЭ, и моя поддержка была им необходима. Поэтому от некоторых поездок пришлось отказаться.

Скоро будет объявлен новый учитель года. Кто-то передает это знамя с грустью, для кого-то это тяжело. Я же передам его с чувством радости за нового победителя и, наверное, с некоторым облегчением. Все-таки можно будет чуть-чуть выдохнуть.

Расскажите об отношениях с другими участниками конкурса.

— Особенно ценно для меня, что участие в конкурсе дало возможность познакомиться с коллегами из разных регионов. Это не соперничество, а именно совместное участие. Было непросто, но одновременно очень здорово. Мы до сих пор поддерживаем теплые отношения — и дружеские, и профессиональные. Скоро в Санкт-Петербурге пройдет первый этап всероссийского конкурса «Учитель года», будет урок и педагогическое интервью. Я знаю, что приедут некоторые коллеги, и я очень жду этой встречи. Когда видишь, насколько они профессиональные и замечательные люди, понимаешь: ты представляешь не только свой регион и свою школу, но и друзей, коллег, с которыми вместе прошел этот путь.

Я очень остро чувствую свою ответственность. Я уже посмотрел видеовизитки всех конкурсантов, слежу за ними и уже начинаю за кого-то переживать. У каждого региона своя подготовка, у каждого участника свой характер: кто-то очень открытый, а у кого-то заметно волнение. Вместе с ними волнуюсь и я, потому что все это мне знакомо. Год назад я прошел тот же путь.

Но конкурс — это не только переживания самого учителя. Это всегда волнение их семей: жен, братьев, сестер, родителей, детей. Очень важно найти этот баланс между конкурсом и родными. И здесь решающую роль играет поддержка семьи. В трудный момент важно услышать долгожданный звонок, простые слова: «Папа, мы за тебя переживаем. У тебя все получится. Мы тебя любим и поддерживаем». Это дает силы не опустить руки.

Вы называете Петербург «городом-учебником» и часто устраиваете для своих учеников прогулки по городу. Какой у вас любимый маршрут?

— У меня есть один из самых любимых маршрутов — к Медному всаднику. Для меня этот памятник связан с темой равновесия, которая в физике всегда была одной из самых вдохновляющих. Ведь и сама жизнь устроена так, что мы постоянно балансируем между чем-то, и важно сохранять это равновесие. Я рассматривал памятник с точки зрения физики: почему он устроен именно так, почему у него есть третья точка опоры?

Но уникален не только сам памятник, но и его постамент — Гром-камень. Его история поразительна. Такой тяжелый камень невозможно было перевезти обычным способом. Для транспортировки использовали особую систему деревянных желобов с металлическими вставками и медными шарами, по которым камень перекатывали. Потом его транспортировали по воде — и тут возникла еще одна инженерная находка. Чтобы доставить камень, барку сначала утопили, погрузили на нее камень, а потом начали выкачивать воду. Сначала барка поднималась, но нос и корма выгибались вверх, а камень оставался на дне. Тогда судно дополнительно утяжелили и укрепили. Парадоксально: чтобы поднять камень, судно сначала нужно было утопить и дополнительно еще нагрузить.

Помимо этого у меня есть планы на новые маршруты. Например, в этом году я хочу с десятиклассниками побывать на Невском заводе, чтобы во время изучения термодинамики увидеть процесс ковки металла. Мы посещаем и Музей радио Попова. Это куда интереснее, чем просто услышать рассказ на уроке.

Мне важно, чтобы ребята понимали: за каждым изобретением стоит человек. Петербург — город, в котором воплощено множество инженерных решений. И часто они создавались не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

Я стараюсь быть смелее в этом направлении, чтобы не потерять состояние увлеченности. Оно похоже на то, о чем пишет Антуан де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» — о способности удивляться, не терять интерес к жизни. Даже взрослым важно сохранять это чувство. Поэтому вместе со своими учениками я нахожу все новые маршруты и истории в Петербурге. Их очень много — стоит только захотеть их рассмотреть.

Вы говорили, что мечтаете создать учебник «Физика для лириков». Поделитесь своими приемами: как подать предмет так, чтобы гуманитарий не только понял его, но и заинтересовался?

— Мне кажется, каждый человек, который любит свое дело, хочет что-то оставить после себя. Учитель вкладывает очень много в своих учеников и радуется их успехам, но в какой-то момент возникает желание создать что-то осязаемое. У меня так и появилась мысль о книге. Необязательно о «правильных» методиках — у нас в стране очень много талантливых педагогов, и каждый имеет свои находки. Я бы хотел поделиться своими приемами, опытом, может быть даже какими-то маленькими открытиями.

Мне кажется, что гуманитариям часто трудно воспринимать точные науки, потому что они не видят связи с жизнью. Учителю важно эту связь показать. Нужно искать примеры из их области, из того, что им близко.

Например, когда мы с гуманитарным классом изучали ядерную физику, разговор зашел о Марии Кюри. Я недавно читал книгу Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», и там немного говорилось о том, как в то время общество относилось к женщинам-ученым. И с ребятами мы обсуждали это не только с точки зрения физики, но и с позиции литературы и истории. Оказалось, очень интересно связывать открытия с событиями, которые происходили в мире. Для историков это особенно важно: они отлично ориентируются в датах, событиях и могут через них по-другому взглянуть на науку.

Или, например, биологи. Я спрашивал у выпускников-биологов, где им пригодилась школьная физика. И оказалось, что много где: оптика, давление, рычаги — все это реально используется в университете. Часто и сами ребята подсказывают неожиданные идеи. Поэтому главный принцип — подстроиться под класс. Есть группы, с которыми можно остановиться, поговорить «о вечном», и это будет уместно. А есть классы, где стоит отвлечься всего на секунду — и внимание уже рассеялось, нужно другие приемы искать.

При этом для меня очень важно, чтобы наука оставалась наукой. Просветительская деятельность не должна превращаться в «рюшечки» и «цветочки». Урок может быть увлекательным, зрелищным, но в основе всегда должно оставаться содержание, настоящая наука. Чтобы ребята понимали: за интересной подачей стоят реальные законы и знания.

Вы сами пробовали сдавать ЕГЭ по физике вместе со своими учениками. Зачем вы решили это сделать и что этот опыт дал вам?

— Впервые ЕГЭ я сдавал два года назад вместе с выпускниками. Решил поддержать их и заодно проверить себя. Ведь я учу ребят готовиться к экзамену, но сам сдавал его еще в школе. Поэтому было интересно: смогу ли я сейчас? Какую стратегию выбрать? Какие трудности меня ждут как участника? И что из этого опыта я смогу потом посоветовать своим ученикам?

В итоге я набрал 99 баллов — потерял всего один. Причем ошибка была сделана чисто по невнимательности, физика тут ни при чем. А моя ученица в том же году сдала на 100 баллов. На выпускном подошла ко мне и в шутку сказала: «Ну что, Леонид Анатольевич, теперь я вместо вас физику буду преподавать?» Мы вместе посмеялись.

В следующем году я снова пошел сдавать экзамен. И опять потерял один балл: в табличных данных написал не ту цифру. Но я убедился, что физику знаю, нововведения в ЕГЭ понимаю и могу готовить детей правильно.

Чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужно многое: работать на уроках, быть усидчивым и, главное, внимательным. Нужно знать структуру экзамена, потому что там, как в соревнованиях, есть свои правила. Но и этого мало. Чаще всего в ЕГЭ по физике появляется одна-две задачи, которых раньше нигде не было. Поэтому 100 баллов берут в основном ребята с олимпиадным опытом. И наверное, это правильно.

Для меня же ценно другое. Когда я сдаю экзамен и получаю результат, я вижу, где мои слабые стороны. Например, невнимательность. Я делюсь этим с учениками, рассказываю, как сам стараюсь с ней бороться. Они знают, что это моя особенность, и видят, что даже с ней можно показывать результат. Думаю, я еще раз пойду сдавать ЕГЭ — пока не получу свои заветные 100 баллов. Это своего рода тренировка, которая позволяет держать себя в тонусе.

Ведь цель экзамена не в том, чтобы все получили по 100 баллов. Суть экзамена — выделить тех, кто действительно знает предмет и способен показывать высокий уровень. Если бы все набрали по 100 баллов, мы бы не смогли понять, кто действительно сильнейший.

Сейчас в Минпросвещения активно обсуждают нагрузку на школьников и даже определили объем домашнего задания. Как эти изменения отразятся на вашей работе?

— Я считаю, что все хорошо в меру. Я вижу, как ребята перерабатывают, как мало спят, стремясь к высоким результатам. Поэтому сама инициатива ограничить объем домашнего задания имеет смысл: действительно, нагрузка порой бывает колоссальной. Но здесь важно учитывать возраст. Если речь идет о младших школьниках, то слишком большой объем домашних заданий просто лишает их детства. А вот в 10–11-х классах ситуация другая: это уже подготовка к поступлению, к взрослой жизни, и здесь объем работы закономерно выше.

При этом важно учитывать профиль класса. По профильным предметам задания должны быть объемнее, по непрофильным меньше. Но полностью отменять домашнее задание нельзя. Я говорю как учитель физики: невозможно научиться решать задачи только на уроке. Нужно садиться дома, пробовать, ошибаться, снова решать. Это как в спорте: чтобы бегать быстрее, нужно тренироваться. Да, есть сферы, где без контроля педагога самостоятельная работа невозможна, как, например, в вокале. Но физика, математика — это те предметы, где ученик должен работать сам. Это воспитывает самостоятельность.

Поэтому я остаюсь консервативным: домашние задания нужны. Но давать их нужно грамотно, без перегрузки. В профильных классах — больше, в непрофильных — меньше.

Что касается идеи делать все задания исключительно творческими, у меня к этому отношение неоднозначное. Школа должна сочетать и творческие задания, и практические, направленные на отработку навыков. Ведь жизнь состоит не только из творчества. Есть вещи интересные, вдохновляющие, но есть и рутинная работа, без которой никуда.

Школа должна готовить ребенка к реальности: научить его работать, самостоятельно добывать знания и обрабатывать их. И если выпускник сможет учиться без постоянного сопровождения учителя, значит мы сделали все правильно. Без домашнего задания этого достичь очень трудно.

Сегодня многие школьники делают домашние задания с помощью искусственного интеллекта. Можно ли использовать нейросети с пользой для учебы, а не во вред?

— Действительно, искусственный интеллект может экономить время, особенно когда речь идет о монотонной работе. Но есть вещи, которые он никогда не заменит. Например, таблицу умножения — ее все равно нужно знать.

Сейчас в школах телефонами пользоваться нельзя, поэтому на уроке легко увидеть реальные знания ученика. Домашние задания тоже можно строить так, чтобы искусственный интеллект не мог выполнить их за ребенка, а если и помогал, то только в освоении материала. Иначе все раскроется на уроке: если ученик решил задачу с помощью нейросети, но не понял ее сути, то самостоятельно он уже подобное задание решить не сможет.

Иногда это, наоборот, может быть полезно: если ученик воспользовался ИИ, разобрался в задаче и потом справился с похожей самостоятельно — почему бы нет? Но, конечно, есть и риск. Например, в сочинениях педагоги сразу видят, что текст написал не ученик. Поэтому я стараюсь давать такие задания, которые ориентированы на конкретные навыки. А на уроке обязательно проверяю их через похожие задачи — без телефонов и подсказок.

ИИ иногда ошибается, поэтому к нему нужно относиться осторожно и обязательно перепроверять. Но, с другой стороны, он прекрасно справляется с поиском информации или с рутинными операциями. Здесь, мне кажется, важно не запрещать, а учить детей правильно работать с искусственным интеллектом — так, чтобы он был помощником, а не заменой самостоятельного мышления.

Сегодня много говорят о поколении «альфа», о том, что дети по-другому воспринимают информацию, привыкли к коротким форматам и быстро теряют внимание. Вы замечаете это в своей работе?

— Я думаю, это связано не только с поколением «альфаю, а вообще с тем, как изменился наш мир. Я и по себе это замечаю: когда устаешь после работы, что проще — взять книгу или включить короткие видео? Получаешь порцию дофамина, а потом возникает так называемая дофаминовая яма: ничего не радует, ничто не интересно.

А теперь представьте ребенка, который только что получил свою порцию дофамина в телефоне, а потом пришел на урок. И попробуй, заинтересуй его физикой. Это серьезный вызов. Раньше было иначе: радость и удовольствие мы получали от того, что делали своими руками, прилагали усилия. А сейчас ребенку достаточно листать ленту — и все.

И вот теперь главная задача для нас, учителей, — сделать так, чтобы на уроке ребятам было интереснее, чем в телефоне. Это очень непросто. Но именно это сегодня один из главных вызовов, который стоит перед школой.

Вы каждый день учите детей. А чему сами научились у своих учеников за годы работы в школе?

— Я думаю, что во многом профессионалом я стал именно благодаря своим ученикам — их вниманию и поддержке. Не всегда мы видим результат сразу, но когда я вижу успехи ребят, понимаю: я все делаю правильно.

Ученики многому меня научили. Они учат выдержке, терпению, доверию. Бывали случаи, когда я ошибался в своих суждениях, делал поспешные выводы о том, кто кем станет и чего добьется. И не раз ребята доказывали мне обратное. С тех пор я очень осторожен в прогнозах. Они научили меня верить в людей. Ведь они сами верили в меня, в том числе когда я участвовал в конкурсах. И я не мог подвести их доверие.

Иногда даже помогают решать задачи. У меня был ученик, который два года назад решил задачу по статике таким методом, о котором я раньше и не думал. Теперь я этим методом делюсь с другими ребятами.

Они учат иначе смотреть на жизнь. Я человек эмоциональный, трепетный, порой излишне переживаю. А ребята, более легкие и свободные, показывают, как относиться к неудачам спокойнее. Еще один важный урок я получил, наблюдая за тем, как современные подростки относятся к своему душевному состоянию. Для них важно не только где больше платят или где перспективы, а где есть комфорт и гармония. И наверное, это тоже правильно — стремиться к жизни в балансе.

Поделиться
Авторы
Теги